Перечисление знаменитых авторов, наверное, приводит к мысли, что «Третья концепция равновесия» — очередная постмодернистская «штучка». Но если такое впечатление у кого-нибудь из читателей и сложится, оно будет ошибочным. Постмодернизм — это сплав аллюзий и реминисценций, банальных стереотипов и скрытых цитат; за счет остроумия и таланта автора этот сплав обретает качественно новое звучание. Писатель Ярослав Веров любит прибегать к постмодернистским приемам в своем творчестве, но «Третья концепция равновесия» в этом смысле стоит особняком. Роман можно позиционировать только как модернистский — в нем есть все видовые признаки литературного модернизма: отказ от предшествующего опыта русскозычной фантастики, желание задать новый стандарт и даже новый уровень фантастической прозы, непрерывный художественный эксперимент при внешней простоте сюжета (два авантюриста устроили в галактике очередной тарабам, претерпели, но в итоге оказались правы).
Увы, у романа имеется недостаток — его автор переоценил современного российского читателя фантастики, не стал делать скидку на образованность и возраст. Первые главы книги трудно одолеть. Сначала возникает ощущение, что перед тобой запись какого-нибудь «капустинка» в ФИАНе (скорее всего, оно возникает из-за доморощенности некоторых терминологических шуток), потом начинаешь напрягаться, пытаясь удержать в голове многочисленные детали и деталюшки повествования (а они важны), а добивает слегка навязчивое желание автора рассказать как можно больше, втиснуть в текст огромное количество идей, теорий, концепций. Наверное, чистое удовольствие от текста получит только профессиональный физик, но как раз ему многое в этой «магии» может показаться банальным. Впрочем, если набраться терпения и преодолеть первые главы (пропустить их нельзя — в них обрисована расстановка сил перед началом действия), то незаметно привыкаешь и к описываемым мирам (реальному и «мнимому»), и к странным персонажам (всё-таки они люди и духовно эволюционируют подобно людям), и к новому жаргону («люпус» и «клюпы» стали для меня почти такими же родными, как некогда «ку» и «кю»), и к многозначительности авторского текста (я бы даже сказал «потенциальной многовариантности при дальнейшей интерпретации», но уж больно коряво звучит).
«Третья концепция равновесия» — отличный роман. И прежде всего потому, что автору удалось изящно соединить высокое с низким, что получается далеко не у всех. К сожалению, на роман поступило мало отзывов. И это, к сожалению вдвойне, говорит не столько об авторе, сколько о читателях. Мне вот интересно, господа литературные критики, вы ЕЩЕ не способны осилить этот текст? Или УЖЕ не способны?..