Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Антона Первушина

Воскресенье, 26.05.2024, 18:46
Главная » 2024 » Март » 29 » Материалы о гибели Юрия Гагарина. Запись 3
23:41
Материалы о гибели Юрия Гагарина. Запись 3

Документальные материалы, связанные с гибелью Ю.А. Гагарина и В.С. Серёгина 27 марта 1968 года. Часть 3

Место гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина; 1969 год.
Фотоснимок В. Черединцева. РГАНТД. Арх. № 1-22333.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР полковника ГАГАРИНА Ю. А. и инженер-полковника СЕРЕГИНА В. С.

[Продолжение]

ВЫВОДЫ

1. Экипаж самолета УТИ МиГ-15 был подготовлен к выполнению данного полетного задания.
2. Подготовка самолета УТИ МиГ-15 № 612739 к полету 27.3.1968 г. проведена в полном объеме требований действующей документации по техническому обслуживанию самолетов этого типа. Нарушений и отклонений в подготовке самолета не установлено.
Заправленные в системы самолета топливо, рабочие жидкости, кислород и воздух кондиционны.
Ремонт самолета УТИ МиГ-15 № 612739, двигателя РД-45ФА № 84445А290«У» и всех их агрегатов производился своевременно, в сроки, установленные указаниями главного инженера ВВС, и в соответствии с действующей технологической документацией на их ремонт.
Самолет, двигатель, их агрегаты и оборудование просроченных межремонтных и технических ресурсов не имели.
Самолет УТИ МиГ-15 № 612739, двигатель РД-45М № 844451290«У», их системы и агрегаты в полете 27 марта 1968 г. работали нормально до момента удара о землю.
3. В результате анализа имевшихся данных о полетах других самолетов опасного сближения их с самолетом полковника Гагарина Ю. А. не установлено.
4. Медицинское обеспечение медико-биологической и летной подготовки находится на должном уровне и позволяет проводить нормальный контроль за состоянием здоровья космонавтов.
5. Преднамеренных действий (диверсий) в отношении экипажа и самолета не установлено.
6. В процессе расследования выявлены серьезные недостатки в организации, руководстве и обеспечении полетов, которые не явились непосредственной причиной аварии, но свидетельствуют о недостаточном внимании командования ВВС к вопросам обеспечения, организации и безопасности полетов космонавтов: 
— не обеспечено выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1958 г. № 842-402 в части упорядочения на аэродроме Чкаловская организации радиотехнических и радиолокационных средств и служб, обеспечивающих безопасность полетов и посадки самолетов, и проведения необходимых мер по дооборудованию аэродрома;
— отсутствует должный контроль за организацией и руководством полетами, что привело к ряду серьезных нарушений при выполнении полетов 27 марта 1968 г. (нарушение плановой таблицы полетов, несвоевременная выдача данных по метеообстановке, вылет самолета УТИ МиГ-15 № 612739 с подвесными баками в нарушение требований Курса боевой подготовки и т. п.);
— недостаточное техническое оснащение 70 отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка (полк оснащен старыми учебно-тренировочными самолетами и двигателями, не имеет своей технико-эксплуатационной части, единой стоянки самолетов, тренажеров, специализированных классов по материальной части и штурманской подготовке, а также недоукомплектован инженерным и авиационно-техническим персоналом);
— не обеспечена должная организация службы поиска и спасения экипажей (несмотря на то, что самолет УТИ МиГ-15 № 612739 упал всего в 64 км от аэродрома Чкаловская по направлению трассы полета, он был обнаружен лишь через 4 часа после аварии).
7. Летная подготовка космонавтов ЦПК организуется в соответствии с Наставлением по производству полетов (НПП-63), Курсами боевой подготовки, Программой подготовки космонавтов — 1966 года.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что до настоящего времени нет специального Курса летной подготовки космонавтов. Это обстоятельство не позволяет более эффективно производить необходимую профилированную летную подготовку групп космонавтов применительно к предстоящим космическим полетам.
8. На аэродроме Чкаловская базируются летные части различного назначения, в состав которых входит большое количество разнотипных самолетов (вертолетов), что затрудняет руководство полетами. Штатного количества личного состава и радиотехнических средств для управления полетами недостаточно.
9. Существующая учебно-тренировочная база Центра подготовки космонавтов позволяет проводить подготовку космонавтов к полетам на кораблях 7К-ОК и 7К-Л1. Однако, учитывая перспективу развития космической техники, необходимо в ближайшее время приступить к созданию комплекса учебно-тренировочных средств для подготовки к полетам на новых космических летательных аппаратах.
10. Опыт работы 1 Центра подготовки космонавтов за последние годы, а также необходимость проведения широкого комплекса научно-исследовательских и испытательных работ при подготовке космонавтов к космическим полетам на кораблях «Восход», «Союз», 7К-Л1, Н1-ЛЗ, «Союз-ВИ», «Алмаз» и орбитальном пилотируемом самолете показывает, что функции Центра значительно возросли и усложнились. Содержание работ переросло рамки созданной в 1960 году структуры Центра подготовки космонавтов.
Министерство обороны СССР не приняло должных мер по дальнейшему развитию и улучшению организации Центра подготовки космонавтов в целях обеспечения решения поставленных перед ним новых задач.

Заключение о причинах катастрофы самолета УТИ МиГ-15 № 612739

Правительственная комиссия с привлечением специалистов и ученых тщательно изучила обстоятельства аварии самолета, вследствие которой погибли летчик-космонавт Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю. А. и Герой Советского Союза инженер-полковник Серегин В. С.
В результате расследования установлено, что аварийная обстановка в полете возникла внезапно и носила скоротечный характер.
Исходя из анализа обстоятельств летного происшествия и материалов расследования, наиболее вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда или (что менее вероятно) для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности. Резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Обязать Министерство обороны СССР в месячный срок разработать и осуществить мероприятия по обеспечению Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина и 70 отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка имени В. С. Серегина необходимыми тренажерами и учебными пособиями для обеспечения летной и космической подготовки космонавтов.
2. Обязать Министерство обороны СССР в трехмесячный срок разработать и осуществить в течение 1968-1969 годов мероприятия по улучшению организации, руководству и обеспечению полетов на аэродроме Чкаловская, предусмотрев при этом:
— обеспечение 70 отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка имени В. С. Серегина всеми необходимыми службами со строительством необходимых помещений, а также включение в его состав дополнительно одной эскадрильи;
— разработку специального Курса и программ летной подготовки космонавтов с учетом специализации и обязанностей членов экипажей космических кораблей;
— установку автономных регистрирующих приборов на все самолеты 70 отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка имени В. С. Серегина.
3. В целях обеспечения более качественной подготовки космонавтов, улучшения качества испытаний систем пилотируемых космических аппаратов и повышения безопасности полетов реорганизовать Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина (НИИЦПК им. Ю. А. Гагарина), приравняв его по положению к научно-исследовательскому институту 1 категории и возложив на него:
— подготовку космонавтов (летчиков, летчиков-испытателей, инженеров, штурманов, исследователей) в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1960 г. № 866-361 и от 27 марта 1967 г. № 270-105;
— участие в разработке методик по боевому применению пилотируемых космических кораблей;
— выработку по результатам полетов необходимых рекомендаций по конструкции и боевому применению пилотируемых космических кораблей;
— участие совместно с организациями-разработчиками в наземных и летных испытаниях пилотируемых космических аппаратов и их систем.
4. Преобразовать 70 отдельный исследовательский тренировочный авиационный полк им. В. С. Серегина в Отдельный испытательный тренировочный авиационный полк особого назначения им. В. С. Серегина, приравняв его по положению к авиационной дивизии и подчинив его непосредственно Научно-исследовательскому испытательному центру подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
5. В целях повышения воспитательной работы среди космонавтов и укрепления их дисциплины установить, что командирование и выезды космонавтов должны определяться и осуществляться только с ведома и под контролем командования Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
6. Поручить Министерству обороны СССР, Министерству общего машиностроения, Министерству авиационной промышленности, Министерству радиопромышленности и Министерству здравоохранения СССР совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР в месячный срок разработать согласованные предложения об установлении порядка разработки, изготовления и заказов учебно-тренировочных средств для подготовки космонавтов и организации работ по созданию учебно-тренировочной и лабораторно-испытательной базы Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина ВВС Министерства обороны СССР.
7. Учитывая недостатки в организации запусков шаров и имеющиеся случаи создания ими помех для полетов самолетов, поручить Министерству обороны СССР и Главному управлению гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и представить в Совет Министров СССР единое положение о порядке запуска воздушных шаров (радиозондов, радиопилотов, шар-пилотов), производимых организациями различных министерств и ведомств СССР, организации контроля за их движением и оповещением служб ВВС и Министерства гражданской авиации об их запуске и возможных направлениях движения.
8. Строго наказать лиц, непосредственно виновных в нарушениях организации полетов с космонавтами, руководстве и обеспечении полетов на аэродроме Чкаловская.

Устинов Смирнов Дементьев Якубовский Вершинин Захаров Микоян Мороз Мишук Еремин

Секретно

От Правительственной комиссии по выяснению обстоятельства гибели летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза полковника Ю. А. Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника В. С. Серегина
Правительственная комиссия с привлечением ведущих специалистов и ученых по авиационной технике тщательно рассмотрела материалы полета летчика-космонавта СССР Ю. А. Гагарина с инструктором инженер-полковником В. С. Серегиным на самолете УТИ МиГ-15, проводимого 27 марта 1968 г. Комиссия проанализировала техническое состояние самолета и подготовку экипажа к полету.
В результате рассмотрения установлено следующее:
Летчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин 27 марта 1968 г. производил очередной учебно-тренировочный полет. В качестве инструктора с ним летел командир части, летчик-испытатель первого класса инженер-полковник В. С. Серегин. Экипаж к полету был подготовлен в полном объеме.
Техническое состояние самолета и его подготовка к полету находились также в полном соответствии с предъявляемыми требованиями по обслуживанию самолетов.
В соответствии с программой полета Ю. А. Гагарин произвел взлет и прибыл в зону пилотажа для выполнения намеченных упражнений. В результате вынужденного резкого маневра произошло попадание самолета в закритический режим полета. Ю. А. Гагарин и В. С. Серегин предприняли попытку вывода самолета из создавшегося положения. Однако из-за недостатка высоты в сложившихся условиях экипаж не имел возможности вывести самолет в горизонтальный полет. При ударе о землю самолет разрушился. Летчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин и инженер-полковник В. С. Серегин погибли.

(АП РФ. Ф. 3. Оп. 78. Д. 1058. Л. 84-112). 

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О результатах выяснения обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза полковника Ю. А. Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника В. С. Серегина»

28 ноября 1968 г.
№ 932-331
Сов. секретно

27 марта 1968 г. во время учебно-тренировочного полета на самолете УТИ МиГ-15 № 612739 произошла катастрофа, в результате которой погибли летчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин и командир полка, обслуживающего Центр подготовки космонавтов, инженер-полковник В. С. Серегин.
Правительственной комиссией, образованной постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1968 г. № 187, установлено, что наиболее вероятной причиной аварии самолета УТИ МиГ-15 и гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина явилось выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда или (что менее вероятно) для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности. Резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки.
Тяжелому исходу летного происшествия способствовали крупные недостатки в организации и руководстве полетами на аэродроме Чкаловская и их обеспечения вследствие безответственного отношения ряда должностных лиц Военно-воздушных сил к этим вопросам и к организации летной подготовки космонавтов.
70 отдельный исследовательский тренировочный авиационный полк, созданный специально для тренировки космонавтов, укомплектован старыми учебно-тренировочными самолетами и двигателями, имевшими по несколько ремонтов. Полк не обеспечен необходимыми помещениям и техническими службами.
При осуществлении полетов 27 марта 1968 г. были допущены серьезные недостатки:
самолет-разведчик погоды произвел посадку всего за 1 минуту до вылета Ю. А. Гагарина (по нормам необходимо за 30-50 минут) и сводка о метеообстановке была передана экипажу по радио;
несмотря на усложненную метеообстановку, были задействованы не все имеющиеся радиотехнические и радиолокационные средства аэродрома (единственный радиолокационный высотомер ПРВ-10 с ноября 1967 г. был неисправен);
не было организовано должное наблюдение за полетом самолета Ю. А. Гагарина и прокладка маршрута по карте не велась;
в нарушение требований курса боевой подготовки самолет Ю. А. Гагарина вылетел с подвесными топливными баками;
утвержденная плановая таблица полетов нарушалась по времени вылета самолетов;
маршруты полетов ряда самолетов пролегали вблизи от зоны, где пилотировал Ю. А. Гагарин;
служба поиска и спасения действовала неоперативно и обнаружила самолет только через 4 часа после катастрофы.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР отмечают неудовлетворительное состояние с организацией и руководством полетами на аэродроме Чкаловская. Министерством обороны СССР не выполнено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1958 г. № 848-4023 в части упорядочения на этом аэродроме организации радиотехнических и радиолокационных средств и служб, обеспечивающих безопасность полетов и посадки самолетов и проведения необходимых мероприятий по дооборудованию аэродрома.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Согласиться с выводами и предложениями Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза полковника Ю. А. Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника В. С. Серегина.
2. Обязать Министерство обороны СССР в трехмесячный срок разработать и осуществить все необходимые мероприятия, обеспечивающие улучшение летной и космической подготовки космонавтов, а также организации и обеспечения тренировочных полетов космонавтов на самолетах, предусмотрев при этом:
выполнение рекомендаций и предложений Правительственной комиссии;
обеспечение выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1958 г. № 848-402 в части упорядочения на аэродроме Чкаловская организации радиотехнических и радиолокационных средств и служб для повышения безопасности полетов и посадки самолетов и проведения необходимых мероприятий по дооборудованию этого аэродрома;
осуществление совместно с Министерством общего машиностроения, Министерством авиационной промышленности и другими заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятий по улучшению учебно-тренировочной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина и 70 отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка имени В. С. Серегина.
3. Признать целесообразным:
преобразовать Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, приравняв его по положению к Научно-исследовательскому институту первой категории и возложив на него подготовку космонавтов в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1960 г. № 866-361 и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 марта 1967 г. № 270-105;
преобразовать 70 отдельный исследовательский тренировочный авиационный полк имени В. С. Серегина в отдельный испытательный тренировочный авиационный полк особого назначения имени В. С. Серегина, приравняв его по положению к авиационной дивизии и подчинив непосредственно Научно-исследовательскому испытательному центру подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
4. Для повышения воспитательной работы среди космонавтов и укрепления их дисциплины установить, что командирование и выезды космонавтов должны определяться и осуществляться только с ведома и под контролем командования Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
5. Учитывая выявленные недостатки в организации запусков воздушных шаров и имевшиеся ранее случаи создания ими помех для полетов самолетов, поручить Министерству обороны СССР и Главному управлению гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и утвердить Положение об улучшении порядка запуска воздушных шаров (радиозондов, радиопилотов, шар-пилотов), производимых организациями различных министерств и ведомств СССР, организации контроля за их движением и оповещения службы ВВС и Министерства гражданской авиации об их запуске и возможных направлениях движения.
6. Помощнику Главнокомандующего ВВС по обеспечению космических полетов т. Каманину за проявленную беспечность и допущенные недостатки в организации и проведении летной подготовки космонавтов объявить строгий выговор. Министру обороны СССР т. Гречко рассмотреть и решить вопрос об укреплении руководства ВВС по обеспечению космических полетов.
Бывшему первому заместителю Главнокомандующего ВВС т. Руденко за необеспечение должной организации и контроля летной подготовки космонавтов объявить выговор.
Начальнику Главного штаба ВВС т. Брайко за непринятие мер по упорядочению на аэродроме Чкаловская организации радиотехнических и радиолокационных средств и служб, обеспечивающих безопасность полетов и посадки самолетов, объявить выговор.
Заместителя начальника Главного штаба ВВС по летным службам т. Кутасина за недостаточную организацию работы службы поиска и спасения экипажей строго предупредить.
Указать Главнокомандующему Военно-воздушными силами т. Вершинину на недостаточное внимание и контроль за организацией летной подготовки космонавтов и службы поиска и спасения экипажей.

Секретарь Центрального Комитета КПСС
Л. Брежнев

Председатель Совета Министров Союза ССР
А. Косыгин

(АП РФ. Ф. 3. Оп. 78. Д. 1058. Л. 72-75).

НАЗАД

Категория: Живой журнал | Просмотров: 101 | Добавил: antonpervushin | Теги: космонавтика, космос, Юрий Гагарин, авиакастастрофа, история, документы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]