Оригинал: https://apervushin.livejournal.com/284102.html
Копия на Яндекс.Дзен
Трагические события недавнего времени заслонили один печальный юбилей — пятидесятилетие со дня гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. В результате из программы телевидения были удалены даже те немногие фильмы, которые собирались показать в связи с юбилеем, а его обсуждение опять осталось за сторонниками «теории заговора».
Я хотел бы немного исправить ситуацию, поэтому выложил в открытый доступ несколько глав из своей книги «Юрий Гагарин: Один полет и вся жизнь», включая главу «Последний полет». Я еще собираюсь снабдить выложенные главы иллюстративным материалом и ссылками на документы, а пока предлагаю вам ознакомиться с текстом.
Ниже я высказываю свои соображения по поводу гибели Ю.А.Гагарина и В.С.Серегина, подготовленные для одной из телепередач, но прошу вас перед тем как читать, ознакомиться хотя бы с главой «Последний полет».
С уважением,
Антон Первушин
Юрий Гагарин и «генеральский эффект»
В настоящее время рассматривается множество версий технического происшествия, которое привело к катастрофе «МиГа-15УТИ» и гибели Ю.А.Гагарина и В.С.Серёгина. Авторы этих версий отказываются признать итоговый отчёт Госкомиссии, который был сравнительно недавно рассекречен и который сводится к тому, что Ю.А.Гагарин совершил маневр уклонения от залетевшего в зону пилотажа шара-зонда, «МиГ-15УТИ» оказался на закритическом режиме полёта, что и привело его к столкновению с землёй из-за нехватки высоты.
Все предложенные версии, кроме, пожалуй, версий о похищении инопланетянами или сбитии самолёта Гагарина двумя ракетами ПВО, являются вполне обоснованными и могут быть отвергнуты только появлением новых документов. Скорее всего, так и будет, когда рассекретят и представят общественности 29 томов материалов расследования, где изложены детали и анализируются варианты.
Однако до тех пор, пока материалы не рассекречены, мы должны в своих оценках исходить из принципа Оккама, то есть оценивать как менее достоверные более сложные версии с введением в обсуждение множества новых факторов (потеря сознания лётчиками, разрушение остекленения кабины в полёте, ложные показания приборов, отсутствие РУД на месте инструктора и т.п.). При этом мы увидим, что наиболее достоверной выглядит самая простая версия — влияние «генеральского эффекта».
Под «генеральским эффектом» понимают возникновение нештатных ситуаций при осуществлении различных демонстрационных мероприятий («показух»): аварии в присутствии «высоких» комиссий возникают потому, что желание выглядеть выгодно в глазах начальства часто перевешивают требования инструкций.
«Генеральский эффект» в случае Ю.А.Гагарина «запустили» генерал-лейтенант Н.П.Каманин и генерал-майор Н.Ф.Кузнецов, которые решили, что перед началом самостоятельных полётов Ю.А.Гагарин должен ещё раз, вне плана, слетать на учебном истребителе в компании с В.С.Серёгиным. Они не учли два момента. Первый момент — внеплановый полёт будет проводиться на первом попавшемся самолёте; второй момент — В.С.Серёгин не летал с Гагариным как инструктор и не знает реального уровня его подготовки. Больше того, многие очевидцы утверждали, что, получив приказ о вылете с Ю.А.Гагариным, В.С.Серёгин был очень рассержен и плохо скрывал негативный настрой.
Развитию аварийной ситуации способствовало и ухудшение погоды 27 марта. Хотя Ю.А.Гагарин формально был лётчиком первого класса, на самом деле он оставался лётчиком третьего класса с очень малым налётом (1963 год — налёт 7 часов, 1965 год — налёт 40 часов 30 минут, 1966 год — налёт 46 часов, 1967 год — налёт 24 часа). Если бы в тот день не назначили «проверочный» полёт с В.С.Серёгиным, то, вероятнее всего, самостоятельные полёты Гагарина отложили бы до улучшения погодных условий. Однако В.С.Серёгин считался очень опытным инструктором и было решено, что он справится с любой нештатной ситуацией.
Вероятно, если учесть «генеральский эффект», события развивались следующим образом. Прилетев в пилотажную зону, Ю.А.Гагарин выполнил часть упражнений, но погода начала меняться, и В.С.Серегин дал команду на возвращение. В этот момент ему стоило взять управление на себя, но он был очень сердит на ситуацию и, видимо, полагал, что Ю.А.Гагарин достаточно подготовлен для полётов в низкой облачности. На высоте 3900 метров Ю.А.Гагарин вошёл с поворотом и снижением в облака, после чего потерял пространственную ориентировку. Чтобы обрести её, Ю.А.Гагарин решил нырнуть под облака и ещё опустил нос, случайно выйдя на закритический режим. Нижняя кромка облаков оказалась слишком низко (около 450 метров), и когда лётчики наконец увидели землю, у них не осталось времени на выведение самолёта с траектории быстрого снижения.
Таким образом, авиакатастрофу 27 марта 1968 года можно объяснить сочетанием психологических факторов без привлечения технических. |